- 1. Земля и человечество
- Мир глазами астрономастр. 5-6
- Планеты Солнечной системыстр. 7-10
- Мир глазами географастр. 11-13
- Мир глазами историкастр. 13-15
- Когда и где?стр. 16-17
- Мир глазами экологастр. 18-19
- Международная Красная книгастр. 20-21
- Проверим себя и оценим свои достижениястр. 22
- 2. Природа России
- Равнины и горы Россиистр. 23-27
- Моря, озёра и реки Россиистр. 27-29
- Природные зоны Россиистр. 30-32
- Зона арктических пустыньстр. 33-36
- Тундрастр. 36-40
- Леса Россиистр. 40-44
- Лес и человекстр. 44-46
- Зона степейстр. 47-50
- Пустынистр. 51-54
- У Чёрного морястр. 54-57
- Проверим себя и оценим свои достижениястр. 58
- 3. Родной край - часть большой страны
1. Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 30—31) зону тундры. Для подбора цвета можешь воспользоваться, как и на прошлом уроке, приведённым ниже «ключом».
2. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике.
Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи картинки так, чтобы были 2—3 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит картинки правильно).
Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя. Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте картинки в тетрадь.
3. Муравей Вопросик мечтает полакомиться тундровыми ягодами, но не знает, как они выглядят. Рассмотри рисунки. Сравни по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. Объясни Муравьишке, по каким признакам эти растения можно узнать в природе.
Дополнительные сведения о голубике и бруснике ты можешь найти в атласе-определителе «От земли до неба».
4. Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.
5. Подумайте, какие экологические проблемы в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
6. Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате редких животных тундры и подпиши их названия.
7. Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 67).
8. По заданию учебника (с. 67) подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры.